Российские казаки в Приморском районе

Автор Атаман РКО «Балтийская линия
г.Санкт-Петербурга
Капустин Алексей Алексеевич

Безымянный

Летом 2013 года в районе г.Санкт-Петербурга «Коломяги» образовалось казачье общество «Хутор Приморский», основание для регистрации — Федеральный закон № 154 -ФЗ от 5 декабря 2005 года. Общество активно сотрудничает с администрацией МО по ряду важных вопросов и зарекомендовало себя надежной и дисциплинированной структурой. У многих жителей нашего округа есть закономерный интерес к предмету казачества вообще и о причинах появления казаков в нашем районе. Попробуем разобраться.

Уже прошло почти 25 лет с даты принятия исторического решения Верховного Совета Российской Федерации о реабилитации российского казачества. С тех пор казаки стали заметной частью нашего общества, но по-прежнему отношение к этим людям со стороны жителей города неоднозначное. Кто же такие современные казаки и чем они занимаются, какие у них цели спустя целое столетие после уничтожения казачьего мира, известного в истории, как военное сословие, но сохранившего себя как этнос?  Казачье суверенное государство просуществовало до 1711 года, разгромленное в ходе казачьего восстания Кондратия Булавина Войско Донское было лишено многих прав и привилегий, казаки приняли присягу престолу и обязались строить свою жизнь сообразно законам государства Российского, вплоть до назначения войскового атамана царем. Согласно реформам царя Петра Первого с 1717 года иррегулярное казачье войско было подчинено Воинской коллегии и названо военным сословием. С тех пор статус казаков раздвоился, стремясь организовываться на земле по общинному принципу, казаки в тоже время взяли на себя обязательства формировать полки и служить белому царю за жалование и привилегии на постоянной основе. С тех пор идут рассуждения на тему кто такие казаки — народ или все-таки сословие, социальная группа.  На самом деле у казаков существует непреодолимая тяга к самоорганизации по родовому принципу и по традиционному укладу, при этом ни на камом из исторических этапов всерьез казаки не отделяли себя от Руси, от великого русского народа, считая себя некими особыми русскими

.В 1920 году история казачества, казалось бы, завершилась навсегда, в результате Гражданской войны, репрессий их численность казачьего населения сократилась в разы. Судьба разбросала казаков по многим уголкам России и многим странам, слово казак стало запретным, все они были поражены в правах. Лишь в трудную годину Великой Отечественной войны казаки были на призваны на защиту Отечества и проявили себя с самой лучшей стороны, более 1000 казаков стали Героями Советского Союза. Новое рождение российского казачества наступило в 1992 году после принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации о реабилитации казачьего народа.  Выяснилось, что казаки не пропали, они как бы сублимировались, закрылись в себе, бережно сохраняя традиции, историческую и генетическую память, как никакой известный другой народ. Достачно было капли свободы, капли живой воды, чтобы казачество возродилось, за 25 лет в новой России образовались многочисленные общины от Калининграда до Сахалина, как в местах традиционного проживания казаков, так и на новой малой родине. С этим уже было нельзя не считаться Правительству и Думе, которые приняло целый ряд законов и постановлений, регламентирующих деятельность казачьих обществ.

Санкт-Петербург был главной столицей российского казачества с 1705 по 1917 год. Здесь долгое время находились органы управления казачьими войсками, царская служба, которых началась с 1642 года, здесь находилась и ставка Верховного атамана казачьих войск всея Руси, им являлся по традиции наследник престола.

Невский край гораздо теснее связан с историей российского казачества, чем это принято считать. Казачьи станицы создавались в этом краю еще во времена царя Ивана IV. В Смутное время отряды казаков с Дона и Волги входили в состав вооруженных формирований, действующих против шведских интервентов и их саттелитов. Первое упоминание о верстании казаков и прием их на службу русского царя касается городов Тихвина, Старой Ладоги, Приозерска, Белозерья и Вологды. В 1614 году из числа участников героической обороны Тихвина и местных жителей было создано самое крупное казачье войско. Еще задолго до Столбовского мира казаки входили в состав, так называемой Балтийской линии: городов-крепостей Ивангород, Псков, Великий Новгород, Копорье, Ям-город, Выборг, Корела и Старая Ладога.

Первые регулярные казачьи подразделения появились в 1792 году во Гатчинском дворце, как воинская команда наследника Павла Первого, через год по совету князя Потемкина, императрица Екатерина Великая свом указом преобразовала сию команду в Лейб-гвардии казачий полк, а еще через год из сотен этого полка сформировали Лейб-гвардии гусарский полк. Эти полки покрыли себя неувядаемой славой, участвуя во всех войнах, которые вела Россия. Вечным шефом Лейб-гвардии казачьего полка Его Величества стал граф В.В. Орлов-Денисов, герой Отечественной войны 1812 года. Тот самый донской атаман, который значительную часть жизни прожил в нашем городе, это по его имени названы Орловская, Ново-Орловская улицы, Ново-Орловский лесопарк в Коломягах, особняк на берегу Графского пруда принадлежал его сыну.

Сила и особенность казачьих общин кроется в приверженности к традициям, стремлению сохранить свою самобытность, в этом весь смысл существования современных казачьих обществ. Непрерывность нити истории, сохранение коренных связей, соблюдение древних законов, сохранение памяти о предках, культуры, обычаев, особенностей образа жизни. Глупо думать, что казаки некие чудаки, натянувшие штаны с лампасами и бесцельно бродящие по улицам в роли балаганных артистов, а то и заказные провокации устроить горазды. Что греха таить, таких «орденоносцев» в наше либерально-демократическое время не мало, благо законы чудачить не препятствуют. Тут можно вспомнить и историю с «Мефистофилем» и акцию в магазине «Ашан» и презентацию бюста Путина и выставку Гельмана.

Однако, с настоящими казаками у этих «ряженых» нет ничего общего, что показывает знакомство с Районным казачьим обществом «БАЛТИЙСКАЯ ЛИНИЯ», штаб которого находится в Коломягах. В состав общества входят хуторские общества «Приморский», «Царскосельский», станица «Екатерингофская», станица «Казанская». Это самое крупное и деятельное объединение казаков в Санкт-Петербурге, численностью более 150 человек, существующее на собственные средства без субсидий.  Просто так в данное общество вступить никому не получится, одной принадлежности к казачьему роду маловато будет. За 100 лет многие и родовую свою потеряли, так что порой человек и не знает сам какого он семени. Приходят к казакам и обычные русские православные, кому дорога история, слава и культура русского народа, Отечество. Кандидата долго проверяют, испытывают в деле, берут рекомендации и только потом на Казачьем Круге принимают, за неуважение к Уставу общества к обязанностям христианина и проступки казака наказывают, за выпивку в неурочное время, если не помогают беседы, можно и плетей от братов получить.

Основная деятельность казаков сосредоточена внутри общины: занятия боевыми искусствами, храм, спорт, обучение верховой ездой, общая физическая подготовка, изучение истории. Важный смысл общины — «Один за всех и все за одного!». Разумеется, не остается в стороне и общественная работа, прежде всего это охрана общественного порядка в Приморском, Пушкинском и Адмиралтейском районах, уроки мужества в школах, помощь муниципальному образованию «Коломяги» в организации спортивно-массовой работы, проведение турниров по прикладному казачьему спорту, включая рубку шашкой, организация детских летних лагерей, а также фольклорных фестивалей, показательных выступлений. Ежегодно казачья дружина участвует в Вахте памяти, организуя поисковой отряд. Цель этой деятельности хоть в чем-то помочь государству в деле воспитания достойных членов общества. При этом приморские казаки, как правило, в чужой монастырь со своим уставом не лезут, не указывают как кому жить, но безобразия пресекают.

Главное в общине, это все-таки родство душ, соработничество и общее взаимопонимание того, что их миссия есть сохранение памяти, передача опыта поколений, нравственных устоев другим поколениям, ведь покуда живы казаки будет жива и Россия. Даже в XXI веке казаки также, как и сотни лет назад, готовы ежечасно прийти на помощь стране, как говорится, без страха и упрека, для этого они и изучают военное дело, совершенствуя выносливость и ловкость, те качества, которые разительно отличали воина-казака от прочих представителей военных сословий. Большое внимание современные казаки уделяют своим детям, как и в былые времена, с детьми младшего возраста занимаются матери -казачки. В хуторе «Приморский» есть клуб   казачек «Жалочка», что означает на казачьем говоре — «милая». В повседневной жизни казаки придерживаются своих старинных цементирующих обычаев (обык — уклад), христианской морали и норм поведения, веселый и в общем-то миролюбивый народ, жесток и беспощаден к врагам и обидчикам как Отечества, так и казачьей общины.

Казаки, относительно закрытые в своем внутреннем укладе, исторически толерантны, жизнь и служба на границах империи, в колонизированных землях приучила жить в мире с соседями будь они кавказцы, китайцы, калмыки, якуты или буряты. Так что мигрантам и гастарбайтерам, если они живут у нас в городе по правилам, боятся нечего. В обществе главным лицом является атаман, так было раньше, так утверждено федеральными законами и теперь. Высшим органом управления утвержден Казачий Круг, на котором утверждаются планы и принимаются все важные решения, у казаков строгая дисциплина, атаман подчиняется Кругу, а казаки атаману. Так было всегда, так и ныне. Самым важным для казаков является память о предках. Одна из поговорок казаков гласит «Горе не беда!», в смысле пожар, поражение в бою, потеря коня, друга, родни есть беда, но горе, когда теряется память, это смерть народа.

В минувшем году казаки приступили к совместной охране общественного порядка в Приморском районе в составе ДНД «Балтийская линия» , за IV квартал задержано 57 правонарушителей и 1 вооруженный ножом преступник, в 2015 году общественный пикет  при МЧС «Казачий спас» берет под контроль Орловский карьер и Ново-Орловский лесопарк, также начинает работать школа казачьей верховой езды и школа казачьих боевых искусств, здесь может получить навыки любой желающий. А какие праздники проводят казаки; кони, шашки, песни, пляски, гармонь! Душа поет. А все потому, что искренне и по-настоящему.

Современная форма у «Приморцев» темно-синяя с лазоревыми лампасами, её цвета утверждены Правительством России, так же, как чины и погоны, но только для реестровых казаков. У реестрового казака должно быть удостоверение, соответствующее. Бывает идет какой-нито полковник по улице, а то и генерал весь в орденах, а на самом деле он простой пенсионер или библиотекарь, просто взял, да и нарядился, хоть к казакам и не имеет никакого отношения. Следует знать, что звание полковника казачьего (погон без звезд) присваивает Полпред Президента согласно должности, а генералов нет вовсе.  Оружие, амуницию, форму, аксессуары казаки приобретают сами, содержание коней происходит также за свой счет. Первичные организации в соответствии с числом членов    могут быть хуторские, станичные и городские, они объединятся в юртовые или окружные, и далее в рамках СЗФО в войсковое казачье общество.

Безымянный2

2017-01-30T23:48:14+00:00 Январь 30th, 2017|